• bg1
  • bg2
  • bg3
  • bg4
backgrounds:
Diety Dieticheskie-produkty Protsedury Sredstva Uprajneniya Fitnes Gimnastika Yoga Pitanie Tsellyulit Zdorove Krasota

Иппотерапия при ЗПР

 

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа
развития психики в целом или отдельных ее функций. Понятие «задержка
психического развития» употребляется по отношению к детям со слабовыраженной
органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей
нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата,
тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время
у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика:
незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне
быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических
расстройств.

Сложность и многообразие проявления задержки психического развития,
сочетание незрелости эмоционально-волевой и несформированности
познавательной сферы детей при существующих подходах коррекционно-
развивающей работы приводят к тому, что приоритет отдается одному
направлению работы в ущерб остальным. При этом особый акцент делается на
интеллектуальное развитие детей. Эмоционально-волевое и личностное развитие
ребенка не принимается во внимание.

Отмечая это своеобразие и сопоставляя особенности детей с задержкой психического
развития с требованиями школьной готовности, можно сказать, что трудности с
обучением у данной категории детей возникают во всех компонентах школьной
готовности: не только психологическом, но и физиологическом, и личностном.
Поэтому для этой категории детей требуется такой вид коррекционно-развивающей
работы, в котором сочеталось бы развитие эмоционально-волевой сферы,
интеллектуальной сферы и сферы общения, а также укрепление здоровья ребенка.
Таким видом коррекционно-развивающей работы является иппотерапия.

Сам метод лечения верховой ездой (ЛВЕ) условно делят на иппотерапию (от
греческого иппо – лошадь) – лечение с помощью лошади и реабилитационную
верховую езду. Помимо этого, есть спортивная верховая езда для лиц с
ограниченными возможностями (проводятся специальные соревнования, в том
числе для лиц со сниженным интеллектом), а также верховая езда как отдых для
инвалидов (D.Baum, M.Gang, C.Kluwer, A.Kroder, B.Ringbeck, Y.Vobberg).

Иппотерапия опирается на лечебно-профилактический характер влияния
верховой езды; воздействие на организм человека осуществляется через нервно-
гуморальный механизм и подчиняется законам адаптации к физическим нагрузкам
и формирования двигательных навыков.

Под влиянием лечебно-профилактического воздействия физических упражнений
в организме происходит активная перестройка функций. В процессе адаптации
организма к физическим нагрузкам, помимо центральной нервной системы,
большое участие принимают симпато-адреналиновая и гипоталямо-гипофизная
системы, т.е. осуществляется еще и гуморальная регуляция. Под воздействием
физических упражнений происходит активация висцеральных органов и систем, а
механизм активации заключается в повышении функции симпатической нервной
системы и ретикулярной формации под регулирующим управлением коры
головного мозга. Возбуждение симпатической нервной системы стимулирует
обмен веществ, способствует быстрому и эффективному расходу энергии. Под
воздействием физических упражнений улучшается двигательная функция,
координация между нервными импульсами и увеличивается максимальная
производительная сила мышц (D.Baum, M.Gang, C.Kluwer, A.Kroder, B.Ringbeck,
Y.Vobberg).

У всех детей с отклонениями в развитии «имеет место та или иная моторная
недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, снижает
сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям»
(Е.М.Мастюкава). Поэтому развитие движений и коррекция двигательных
нарушений составляют основу физического воспитания детей с задержкой
психического развития. Движения активизируют функции всего организма,
усиливают процессы дыхания, кровообращения, улучшают аппетит, нормализуют
сон. Особенно полезно для детей сочетание воздуха и движений: это нормализует
работу теплорегулирующей системы организма, улучшает состояние центральной
нервной системы, что, в свою очередь, также повышает сопротивляемость
организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Для преодоления и
коррекции двигательных нарушений в занятия включаются коррегирующие
физические упражнения на развитие координации движения, равновесия,
ориентировки в пространстве, на развитие силы, ловкости и так далее. Необходимо
помнить, что в движении, в действии развивается интеллект человека (в
психологии его называют сенсомоторным интеллектом). Обеднив жизнь ребенка
движениями, мы задерживаем его умственное развитие (В.Д.Шадриков).

Занятия верховой ездой– это конкретная практическая деятельность, которая
понятна ребенку, приятна ему, так как удовлетворяет ряд его потребностей.
Иппотерапевтические занятия имеют личностный смысл для ребенка. Они
затрагивают его эмоциональную и личностную сферы, влияют на уровень
притязания детей, самооценку, самоконтроль.

Иппотерапевтические занятия способствуют развитию функциональных систем
организма ребенка и улучшают состояние его здоровья. Иппотерапевтические
занятия сочетают в себе черты игровой и учебной деятельности, являясь
предпосылкой к овладению школьной учебной деятельностью. Опосредованная
мотивация иппотерапии является предпосылкой развития учебной мотивации.
При иппотерапевтическом занятии учебные цели смещаются на условия
иппотерапевтического занятия, что способствует овладению навыками учебной
деятельности.

Иппотерапевтические занятия отвечают принципу единства аффекта и интеллекта.
Стабилизация эмоционального состояния детей на иппотерапевтических
занятиях повышает концентрацию и устойчивость внимания детей с задержкой
психического развития, способствует улучшению зрительной и вербальной
памяти.

Овладение навыками верховой езды, самостоятельное управление лошадью
создает для ребенка с задержкой психического развития ситуацию успеха. Это
способствует повышению самооценки детей. Кроме того, самостоятельное
управление лошадью требует от ребенка больших волевых усилий, выдержки,
умения регулировать и организовывать свою деятельность.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие
выводы:

1. Иппотерапия, наряду с медицинским воздействием, включает
психологический компонент, влияющий на формирование школьной
готовности детей с задержкой психического развития.

2. Иппотерапия является эффективным методом коррекционно-развивающей
работы с детьми с задержкой психического развития.

3. Иппотерапия влияет на формирование школьной готовности детей с
задержкой психического развития:

— опосредованная мотивация иппотерапевтических занятий является
предпосылкой формирования учебной мотивации детей с задержкой
психического развития;

— овладение навыками верховой езды, самостоятельное управление
лошадью создает для ребенка с задержкой психического развития
ситуацию успеха, что способствует повышению самооценки детей с
задержкой психического развития;

—  смещение учебных целей на условия иппотерапевтических занятий
способствует развитию такого учебно-важного качества, как принятие
учебной задачи;

— стабилизация эмоционального состояния детей на
иппотерапевтических занятиях, высокий уровень устойчивости и
концентрации внимания способствуют развитию и формированию
таких учебно-важных качеств, как уровень обобщения, зрительный
анализ, вводные навыки;

— положительный эмоциональный фон иппотерапевтических занятий
и высокая мотивация способствуют более точному и прочному
запоминанию учебного материала;

— овладение навыками верховой езды, самостоятельное управление
лошадью требуют от ребенка больших волевых усилий, выдержки,
умения регулировать и организовывать свою деятельность, что
способствует развитию произвольной регуляции деятельности детей с
задержкой психического развития;

— развитие моторных навыков на занятиях иппотерапией является
условием формирования мелкой моторики руки детей с задержкой
психического развития, что опосредованно влияет на развитие
графических навыков у детей с задержкой психического развития.

— чередование аллюра лошади «шаг – рысь» оказывает успокаивающее
и расслабляющее действие на детей с неустойчивым видом
органического инфантилизма (психомоторной расторможенностью,
эйфорическим оттенком настроения, импульсивностью);

— чередование аллюра лошади «шаг – рысь – галоп» оказывает
стимулирующее, бодрящее действие на детей с тормозимым видом
органического инфантилизма (преобладанием пониженного фона
настроения).

— стабилизация эмоционального состояния детей с задержкой
психического развития, происходящая на занятиях иппотерапией,
способствует повышению устойчивости и концентрации внимания;

— стабилизация эмоционального состояния детей с задержкой
психического развития, происходящая на занятиях иппотерапии,
способствует улучшению запоминания вербального и зрительного
материала.

На правах рукописи
Жихарева Юлия Николаевна

(выдержки из работы)
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»