Синдром Раннего Детского Аутизма, синдром РДА — нарушение в развитии
эмоционально-личностной сферы детей.
Проявляется в трудностях самовыражения и общения. Ребёнок испытывает
трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром.
Проблемным становится выражение собственных эмоциональных состояний
и понимание других людей. Трудности возникают при установлении глазного
контакта, во взаимодействии с людьми при помощи жестов, мимики, интонаций.
Даже с близкими людьми ребёнок испытывает сложности в налаживании
эмоциональных связей, но в большей степени аутизм проявляет себя в общении с
посторонними.
Стереотипичность в поведении. Ребёнку свойственна поглощённость
однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками,
прыжки. Характерно верчение кистями рук по кругу, бег по кругу. Один и
тот же предмет становится объектом постоянных манипуляций, он его трясёт,
постукивает, вертит, крутит и т. д. Очень характерны стереотипные движения
с книгой: быстрое и ритмичное перелистывание страниц. Одна и та же тема
доминирует в разговоре, во время рисования, в игровых сюжетах. Ребёнок
старается избежать каких-либо нововведений в его жизненный порядок и таким
образом активно этому сопротивляется. Такой страх еще называют неофобией.
Характерны движения по варианту эхопраксии – повторение движений другого
человека.
Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно её
коммуникативных функций. Зачастую проявляется в виде мутизма. У ребёнка
может быть хорошо развитый словарный запас и способность формулировать
собственные мысли, но при этом его речь носит характер «штампованности».
Иногда ее называют граммофонная или попугайная речь. Он избегает разговоров,
не задаёт вопросов и может не реагировать на вопросы, обращённые к нему.
При этом наедине с собой он может комментировать свои действия, увлечённо
декламировать стихи. Детям с РДА свойственны эхолалии, неправильное
использование личных местоимений: ребёнок называет себя на «ты», «она», «он».
Иппотерапия для детей с синдромом РДА — одна из форм развития такого ребенка,
его интеграции в мир это — иппотерапия.
Иппотерапия – лечение с помощью лошадей (от греческого «hippos» – лошадь).
Лошадь не навязывает свое общение ребенку, она нейтральна. Она тепла и
ритмична, она щедра и надежна.
Об иппотерапии известно еще со времен Гиппократа. Он утверждал, что раненые
и больные поправляются быстрее, если ездят верхом, а меланхолики расстаются с
темными мыслями.
Иппотерапия представляет собой комплексный многофункциональный метод
реабилитации. Иппотерапия — есть не что иное, как форма лечебной физкультуры
(ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс
верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время
верховой езды. Иппотерапия воздействует на организм человека через два фактора:
биомеханический и психогенный, являющимся основным для больных РДА, ЗПР,
для людей, страдающих неврозами.
Доказано, что лошадь может выступать в качестве посредника между ребенком
с синдромом РДА и окружающей действительностью. Это происходит за счет
того, что взаимодействие с лошадью происходит на невербальном уровне, что
позволяет больному, как бы оставаться внутри своего комфортного мира и
одновременно выходить из состояния изоляции от окружающей действительности,
адаптироваться в ней.
В связку инструктор-ребенок-лошадь мы включаем и маму.
Лошадь в этом случае является, как бы проводником между матерью и ребенком.
На занятиях соблюдаются основные принципы психотерапевтического
воздействия:
• единство места и действующих лиц;
• единство времени;
• единство действий.
Верховая езда требует концентрации внимания, осознаваемых действий,
умение ориентироваться в пространстве. Кроме того, ни один из видов
реабилитации не вызывает у занимающегося такой разнонаправленной мотивации
к самостоятельной активности, которая сопутствует занятиям иппотерапией:
ребенок, испытывает огромное желание сесть на лошадь почувствовать себя
всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Такая сильная
мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности,
развитию эмоционально-личностной сферы.
На основе наблюдений, можно говорить о следующих изменениях:
· снижение у детей тревожности в восприятии внешнего мира;
· увеличение исследовательской активности;
· улучшение коммуникативных возможностей;
· общая нормализация эмоционального состояния;
· увеличение объема произвольных действий