• bg1
  • bg2
  • bg3
  • bg4
backgrounds:
Diety Dieticheskie-produkty Protsedury Sredstva Uprajneniya Fitnes Gimnastika Yoga Pitanie Tsellyulit Zdorove Krasota

Иппотерапия при ДЦП

 

Основными проблемами у больных ДЦП являются сложности с вертикализацией,
с поддержанием равновесия, выполнением целенаправленных действий, а также с
произвольными движениями в пораженных конечностях.

В настоящее время существуют различные способы реабилитации больных
с данным заболеванием. Кроме занятий лечебной физкультурой, курсов
массажа, различных физиотерапевтических процедур, перспективным является
применение гимнастического комплекса упражнений в бассейне, лечение
лекарственным средством, содержащим ботулиновый токсин (препарат Botox),
комплексная лазеротерапия, хирургическая коррекция. Однако все эти методики
позволяют уменьшить мышечный тонус, увеличить объем пассивных движений,
но не помогают приобрести новые активные двигательные навыки. Такими
возможностями обладает верховая езда на лошади. Именно многогранность
воздействия, одновременного сочетания повторяющихся разнонаправленных
движений тела, легкого массажа внутренней поверхности ног, позитивного
психотерапевтического эффекта от общения больного ребенка с лошадью
определяют уникальность иппотерапии.

Общий принцип устранения нарушений при ДЦП состоит в том, что вначале
пассивно, а затем пассивно-активно отдельным частям тела пациента придаются
положения, противоположные существующим установкам. Важно разрушить
механизмы непроизвольного, одновременного движения в пораженной и здоровой
конечностях, характерные для заболевания.

Как известно, идущая лошадь передает всаднику более ста разнообразных
движений. Преимущество иппотерапии заключается в возможности многократного
повторения всех этих движений, при этом удается избежать монотонности,
как при занятиях на тренажере — лошадь не может надоесть. Повторяющиеся
колебательные движения тела носят диагональный характер, в виде чередующихся
растягивания, сжимания, вращения отдельных частей тела. Разнонаправленные
действия всадника, выполняемые на лошади, помогают ему осознать движение,
научиться регулировать мышечный тонус и приобрести необходимые
двигательные навыки. Выполнение упражнений, направленных на выпрямление
туловища, позволяет осуществить коррекцию равновесия и двигательной
активности в соответствии с физиологическим развитием.

Залогом уверенной посадки на лошади является расслабленное положение
всадника, позволяющее правильно реагировать на все движения животного.
На занятиях больные ДЦП учатся расслабляться, что способствует в конечном
итоге уменьшению тонуса мышц. Родители, чьи детки занимаются на лошадках,
единодушно отмечают значительное улучшение их эмоционального и физического
состояния. Большинством определено в первую очередь улучшение осанки, более
правильное положение спины при ходьбе. Обращает на себя внимание расширение
возможностей в разведении и отведении ног в стороны, что способствует
улучшению походки ребенка.

Занятия проходят в игровой форме. Игры и упражнения способствуют адаптации
всадника, преодолению страхов высоты, непривычного положения, движения

лошади под всадником. В дальнейшем, когда адаптационный период к езде верхом
проходит, игры помогают разнообразить занятия, сделать их увлекательными и
максимально полезными для всадника.

К сожалению, мышечный тонус может вновь повышаться при отсутствии
регулярных реабилитационных мероприятий. Безусловно, процесс реабилитации
больных, страдающих ДЦП, носит длительный характер, требующий
настойчивости и целеустремленности, как от детей, так и от их родителей.

На основе наблюдений, можно говорить о следующих изменениях:

· снижение количества и амплитуды гиперкинезов;

· уменьшение проявления атаксии;

· увеличение объема движений в суставах, а также определенных случаях
возникновения движения в бывших ранее неподвижными суставах;

· снижение патологического тонуса;

· улучшение походки;

· более качественном выполнение физических упражнений, в том числе
управления лошадью;

· восстановление и формирование прикладных двигательных актов (сидения,
стояния, ходьбы, манипуляции с предметами и т.д.);

· снижение реактивности и тревожности;

· улучшение самочувствия, активности и настроения;

· отчетливой тенденции к проявлению самостоятельности и независимости у
инвалидов, воспитывающихся в семьях и привыкших к гиперопеке.

А. Денисенков, Н. Роберт, И. Шпицберг
« Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском
церебральном параличе»