Лечебная верховая езда детей с дефицитом концентрации внимания и
гиперактивностью
Одними из часто встречающихся проблем детского возраста являются трудности
в концентрации и поддержании внимания и связанные с ними нарушения
обучения, памяти, а также сложности обработки информации, поступающей
из внешнего и внутреннего мира. Данное состояние носит название синдрома
дефицита внимания и гиперактивности. Под дефицитом внимания понимают такое
состояние ребенка, когда он не обращает внимания на детали, допускает промахи
в работе, не слушает то, что ему говорят, не в состоянии следовать инструкциям,
не может организовать игру или деятельность, легко отвлекается, часто теряет
вещи, бывает забывчив, ему сложно выполнять задания, требующие длительной
концентрации внимания. Дети с гиперактивностью-импульсивностью могут
совершать суетливые движения руками и ногами, часто вскакивают со своего
места, не могут играть в «тихие» игры, всегда находятся в движении, очень много
говорят, отвечают на вопросы, не выслушав их до конца, не могут дождаться своей
очереди, вмешиваются в разговоры и игры других, часто не способны остановиться
и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие. Нередко подобное
поведение детей с трудом контролируется родителями.
Нарушения внимания и/или явления гиперактивности приводят к тому,
что ребенок школьного возраста при нормальном и иногда даже высоком
интеллекте плохо учится и имеет целый ряд ассоциированных социальных и
психологических проблем. Практически в каждом классе есть дети, страдающие
подобными нарушениями. Всё это в дальнейшем может привести к дезадаптации в
профессиональной и социальной сферах.
Сейчас большое внимание уделяется нелекарственным методам коррекции
таких нарушений. Одной из используемых в мире методик являются занятия
лечебной верховой ездой. Искусство управления лошадью требует предельной
двигательной сдержанности и внимательности. Наилучший эффект отмечается
при выполнении упражнений по смене ритма верховой езды, вольтижировки,
гимнастических упражнений в седле, в том числе и с использованием
гимнастических снарядов. При этом, энергетика лошади, её колебательные движения очень благотворно влияют на нервную систему всадника. Замечено, что после занятия ребёнок намного спокойнее своего обычного состояния, быстрее усыпает, спокойнее спит. Со временем эффект от занятия длится несколько дней. Поэтому таким деткам мы рекомендуем заниматься 2 раза в неделю. Регулярные занятия позволяют направить энергию
ребенка в «правильное русло». Учитывая отвлекаемость ребенка, первоначально
следует использовать только индивидуальные занятия без присутствия зрителей.
По мере выработки умения концентрироваться, можно постепенно вводить таких
детей в групповые занятия. Полученные навыки помогают социальной адаптации
детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.